Уже первая сцена " Сага для дзюдо"Во втором кадре перспектива меняется на 180 градусов, и на улице появляется Сугата Санширо (первоначальное название фильма - имя и фамилия героя), молодой человек, которого, кажется, мы просматривали первые несколько десятков секунд. Ссылаясь на слова песни, он просит женщин о переходе, и они поют ему, чтобы жениться на Боге Тенджине, молодой человек отвечает, что он ищет инструктора по джиу-джитсу о том, что поют женщины, что у него есть причина беспокоиться о пути назад, а затем показывает ему дом инструктора. отсутствует Это, казалось бы, невинное введение привносит в фильм не только много значений, но и является четким сигналом того, что создатель " мы просмотрели первые несколько десятков секунд. Ссылаясь на слова песни, он просит женщин о переходе, и они поют ему, чтобы жениться на Боге Тенджине, молодой человек отвечает, что он ищет инструктора по джиу-джитсу о том, что поют женщины, что у него есть причина беспокоиться о пути назад, а затем показывает ему дом инструктора. отсутствует Это, казалось бы, невинное введение привносит в фильм не только много значений, но и является четким сигналом того, что создатель " мы просмотрели первые несколько десятков секунд. Ссылаясь на слова песни, он просит женщин о переходе, и они поют ему, чтобы жениться на Боге Тенджине, молодой человек отвечает, что он ищет инструктора по джиу-джитсу о том, что поют женщины, что у него есть причина беспокоиться о пути назад, а затем показывает ему дом инструктора. отсутствует Это, казалось бы, невинное введение привносит в фильм не только много значений, но и является четким сигналом того, что создатель "«Сага о дзюдо » «имеет нечто большее, чем просто рассказывать поверхностную историю».
 

Воспоминание о Мичизане Сугавар, жившей в девятом веке, японском поэте, которому после смерти поклонялись, как Тэндзине - богу природных катаклизмов и науки, предвещает судьбы Находясь в школе мастера Сабуро Мамма ( Ёсио Косуги ), Сугата ( Сусуму Фудзита ) узнает о своем смертельном враге, неком Яно Шогоро ( Денджиро Акути)) - мастер дзюдо, целью которого является не только борьба, но и прежде всего достойное отношение. Кроме того, Яно является прямым конкурсом для Мамы, чтобы занять позицию инструктора боевых искусств, благодаря которой Мама хочет похвалить имя своей школы. Мастер и его ученики устроили засаду на Яно, в которой он побеждает каждого из противников, в свою очередь унижая саму маму. Сугата настолько впечатлен навыками мастера Яно, что просит его отвезти домой рикшу. Мастер останавливается по его просьбе и берет молодого человека под свои крылья.
 

История талантливого, но неуправляемого ученика полна проблем, беспокойств и борьбы, что является абсолютно ключевой осью фильма. Однако речь идет не только о схватках голыми руками, в которых важную роль играют напряженные мышцы, максимальная концентрация и угрожающие мины. Они являются лишь формальной кульминацией всего, что им предшествует. Хотя фильм имеет непосредственное отношение к общему пониманию боевика-наставника, в котором герой для достижения цели должен претерпеть основательные внутренние изменения, он расстраивает акценты совершенно ненадежным образом, в то время как под жестко вырубленными предлогами скрываются большие слои более глубоких значений. Здесь можно найти глубоко уловленную культурную мудрость в прямых отношениях между персонажами, убедительной символикой и небольшими нюансами, такими как взгляды, жесты или паузы.
 

Индивидуальные стили борьбы, соревнования между школами и отдельные поединки являются элементами целостного культурного ландшафта современной Японии и происходящих в ней изменений. Дорога, которую Сугата, и уроки, которые она усваивает во время своего пребывания, не в фильме Куросавы герметически зарезервированы только для него - одаренного избранника - атрибутов и элементов большего целого. Почти каждый человек подвергается большему или меньшему преобразованию. Молодая борьба со старым, философия и жизненные установки переоцениваются в зависимости от развития событий, и вселенская мудрость приобретает новые значения.

 
Каждая школа и стиль представляют различную философию и связанные с ней идеи, чья очевидная сплоченность, однако, содержит много противоречий. И поэтому господин Мама, который представляет, казалось бы, чистую силу, сопротивление переменам и своего рода мелочность, является одновременно человеком гордости и чести. Опытный чемпион Хансуке Мурай ( Такаши Шимура), который, несмотря на прошедшие годы, чувствует себя достаточно сильным, чтобы встретиться с молодым воином, кажется, лжет реальности, и его вера в собственные способности проистекает скорее из воспоминаний о былом великолепии, чем из реальных предпосылок. «Моя жизнь до того, как я бросил пить, была похожа на плохой сон», - говорит он, просто предполагая, что он был не только в тисках зависимости, но и в идеологическом и психологическом застое. Не случайно его величайшая надежда на победу оказывается почти священным образом молитвой его дочери. Способ, которым старый мастер примиряется со своей судьбой, бесценен в произношении и полон мудрости, приписываемой его возрасту.
 

То же относится и к представителю культуры, которая приходит «извне». Чрезвычайно уверенный и составленный, элегантный и горстка, происходящая из западного «стиля бытия»,Ryunosuke Tsukigata ) напоминает хищника, который хладнокровно наблюдает за событиями со стороны, спокойно, но неутомимо, ожидая возможности доказать свое превосходство и свергая культурные изменения. Все эти простые ссылки прекрасно дополняют индивидуальные черты даже второстепенных персонажей, таких как буддийский священник ( Кокутен Кодо ), который появляется здесь и там, действуя как голос разума.
 

Двусмысленный характер фильма, однако, в основном из-за режиссуры. Начиная с первой сцены, через символическую последовательность «истории брошенной обуви» и заканчивая неочевидным концом, все имеет правильный тон и произношение. Куросава и оператор Акира Мимураони точно составляют кадры, качество которых улучшается, особенно на основе отдельных сцен, или тех, которые поддерживают единство пространства последовательностей, таких как встречи Сугаты и дочерей Хансукэ Мураи, Сойо ( Юкико Тодороки)) на ступеньках храма. Куросава храбро сочетает в себе различные планы, например, в молитвенной сцене Сойо Мурай, которая более чем на дюжину секунд изображается в четырех плоскостях, на полузамкнутом конце, что усиливает эффект, который она производит на Санширо и мастера Яно. Каждое движение камеры, кажется, что-то служит. Как здорово Куросава создает напряжение, лучше всего видно во время первой встречи Сугаты с Хансукэ на вышеупомянутой лестнице храма. Мужчина помогает женщине справиться со сломанной туфлей, переплетением переплетенных между руками и губами у подножия Hansuke, Sanshiro, двумя зонтиками - один сложенный (его), другой расстеленный (ее), и общей точкой зрения, показывающей двух людей среди природы, которая разделяет от нее забор по лестнице, закрывая их в культурной конвенции. Все это сопровождается наводящим мотивомSeiichi Suzuki делает сцену даже подчиненной эротизму.

 
Ключ к поэтике фильма, однако, дуэли, которые являются кульминацией и очищением от всего напряжения и плохих эмоций. Каждый из них Куросаваиграть по-разному, в зависимости от того, кто противники и что они представляют. Итак, первый поединок, в котором Мастер Яно имеет дело со студентами Мастера Маммы, в свою очередь, показывает не только его огромное физическое преимущество, но, прежде всего, роковое усилие бездумной и коварной агрессии против разума и самоконтроля. Битва между Санширо и мастером Мурая выглядит совершенно по-разному, где оба персонажа, похоже, танцуют друг с другом в символическом танце, и благодаря сборке они могут даже проникнуть; противостояние между старым и молодым, дополнительно сшитое вместе, чувствуя себя вместе для обоих противников; борьба бескомпромиссна, но полна взаимного уважения и внутреннего смирения.
 

Пейзаж финала - открытое пространство, не ограниченное городскими стенами, огромные просторы высокой травы, изрезанные резкими сильными ветрами, монументальное небо, полное беспокоящих облаков. Песней мальчика, едущего верхом на лошади с окровавленным мечом в одной руке и поводьями в другой, Санширо готовится к дуэли. Чистая матка непринужденного характера, на которой неизбежно должно произойти противостояние; противники сталкиваются друг с другом, между жизнью и смертью, лишенные культурных рамок и ограничений.

 
Фильм также полон недостатков в виде простых сборочных и хореографических ошибок или порой несколько неуклюжих (но без преувеличения) действующих игр, но вы можете легко пропустить эту деталь или даже написать в ностальгический цвет кинотеатра того времени. Они представляют собой лишь несколько значимых особенностей фона, в то время как первые планы - это история, несомненно заслуживающая внимания.

 
Называть «Сага о дзюдо» в притче было бы неправильным употреблением, но это не термин поэтической метафоры. Может быть, иногда не очень тонко, но, безусловно, красноречиво и, что самое важное, построено с осторожностью и точностью. Независимо от политического обертона фильма после премьеры и различий между его оригинальной версией и имеющейся в настоящее время, следует признать, что с точки зрения последовательности повествования и кинопроизводства он защищает себя просто как хороший кинотеатр. «Если вы чувствуете, что попали в трудную ситуацию, вернитесь и посмотрите на колышек в пруду», - косвенно советует буддийский священник Санширо, ссылаясь на место, где он испытал внутренние изменения. В своем дебюте Акира Куросава он показал, что эффективно проведенная история, независимо от того, насколько простой она не выглядит, может содержать много более глубокого и неоднозначного содержания.